Как «Атамекен» меняет правила для перевозчиков: Суд ЕАЭС разбирается, где ошибка, а где контрабанда

Палата предпринимателей Казахстана «Атамекен» обратилась в Суд Евразийского экономического союза с требованием разъяснить, как понимать “сокрытие”, “недекларирование” и “недостоверное декларирование” товаров. Это решение может изменить правила для всех международных перевозчиков, работающих через Казахстан и Россию, и повлиять на торговые маршруты из Китая.

Предпосылки: c чего началась история

На фоне растущих проблем с прохождением грузов через казахстанско-российскую границу, в том числе автомобилей и промышленного оборудования, Палата предпринимателей Казахстана «Атамекен» направила в Суд Евразийского экономического союза заявление о разъяснении положений Таможенного кодекса ЕАЭС.

Вопрос касается терминов, из-за которых компании нередко получают статус нарушителей. Речь идёт о понятиях: «сокрытие товаров от таможенного контроля», «недекларирование», «недостоверное декларирование». Как указывает «Атамекен», эти термины по-разному трактуются в Казахстане, России и Беларуси, что приводит к разным мерам наказания за одни и те же действия — вплоть до конфискации грузов.

Что требует «Атамекен»

  • Дать единое толкование терминам, используемым в статье 16.1 Таможенного кодекса;
  • Определить, что ошибки в документах и маршрутах не могут рассматриваться как умышленное сокрытие;
  • Установить, что ответственность должна наступать только при наличии доказанного умысла.
“Несогласованность формулировок приводит к тому, что предприниматели несут ответственность за технические ошибки, а не за реальные нарушения,” — отмечают в палате.

Почему это важно для перевозчиков

Усилившийся контроль за транзитом через Казахстан создаёт юридическую неопределённость: перевозчики не могут быть уверены, что их документы не будут признаны недостоверными. Это повышает страховые риски и увеличивает время доставки.

Риски и последствия для логистики

Если Суд ЕАЭС поддержит позицию «Атамекен», снизится количество спорных задержаний и конфискаций. Если же решение будет жёстким, стоимость логистики возрастёт, а часть операторов уйдёт в “карго-сегмент”.

Мнения экспертов и участников рынка

“Любое расхождение в понимании таможенных терминов бьёт по перевозчику, ведь груз стоит, а часы идут,” — говорит казахстанский логист.
“Если Суд подтвердит, что ответственность должна быть дифференцирована, это станет прецедентом для всей Евразии,” — отмечает юрист по ЕАЭС.

Другие очень интересные вопросы

В запросе Палаты есть и другие интересные пункты, по которым суду предстоит дать объяснение, например:
Считается ли перемещение товаров незаконным, если продавец и покупатель не участвовали в сокрытии сознательно, а вся вина лежит на третьих лицах?

или такой:

Могут ли отправитель-продавец и получатель-покупатель товара считаться лицами, незаконно перемещающими товар или иными лицами, в понимании ТК ЕАЭС, если они не знали и не могли знать о незаконности перемещения товара через таможенную границу ЕАЭС?

Прогноз и будущее рынка

Эксперты считают, что рассмотрение обращения «Атамекен» станет ключевым кейсом для всех участников логистического рынка ЕАЭС. Это создаст единую правовую практику и укрепит Казахстан как транзитный хаб для китайского транзита.

Выводы и значение для рынка

Суд ЕАЭС уже принял заявление «Атамекен» к производству, но рассмотрение дела продолжается. Это первый шаг к созданию единого правового поля для перевозчиков и к уменьшению количества спорных задержаний.

Для перевозчиков это шанс на пересмотр подходов к ответственности и упрощение процедур.

Для Казахстана — возможность укрепить позиции как транзитного узла.

Для ЕАЭС — шаг к единой таможенной логике.


Судебное заседание по рассмотрению дела назначено на 28 октября 2025 года. Следите за новостями вместе с нами.
Оставьте заявку
на консультацию
Заполните заявку на сайте
или напишите нам
на прямую в Telegram
Поиск товара
или фабрики
Отправьте нам ссылки,
фото или описание товара.
Всё остальное мы сделаем самостоятельно
и бесплатно
Выкуп товара
Вы получаете смету с ценой партии, внутренней доставкой, комиссией и прогнозом логистики. Оплата
удобным для вас способом:
юани, USDT или рубли
Получение товара
на нашем складе
После поступления товара
на наш склад в Гуанчжоу,
мы произведём проверку продукции и сделаем
полный видео-обзор
Доставка
Мы доставим товар до нашего
склада в Москве. В других случаях, мы отправим груз на склад вашего фулфилмента или в нужный вам город с помощью транспортной компании
Cargo RAPTOR

Менеджер свяжется с вами в течение пары минут.
Если этого не произошло, пишите в Telegram-Bot

Менеджер свяжется с вами в течение пары минут.
Если этого не произошло, пишите в Telegram-Bot