Палата предпринимателей Казахстана «Атамекен» обратилась в Суд Евразийского экономического союза с требованием разъяснить, как понимать “сокрытие”, “недекларирование” и “недостоверное декларирование” товаров. Это решение может изменить правила для всех международных перевозчиков, работающих через Казахстан и Россию, и повлиять на торговые маршруты из Китая.
Содержание
На фоне растущих проблем с прохождением грузов через казахстанско-российскую границу, в том числе автомобилей и промышленного оборудования, Палата предпринимателей Казахстана «Атамекен» направила в Суд Евразийского экономического союза заявление о разъяснении положений Таможенного кодекса ЕАЭС.
Вопрос касается терминов, из-за которых компании нередко получают статус нарушителей. Речь идёт о понятиях: «сокрытие товаров от таможенного контроля», «недекларирование», «недостоверное декларирование». Как указывает «Атамекен», эти термины по-разному трактуются в Казахстане, России и Беларуси, что приводит к разным мерам наказания за одни и те же действия — вплоть до конфискации грузов.
“Несогласованность формулировок приводит к тому, что предприниматели несут ответственность за технические ошибки, а не за реальные нарушения,” — отмечают в палате.
Усилившийся контроль за транзитом через Казахстан создаёт юридическую неопределённость: перевозчики не могут быть уверены, что их документы не будут признаны недостоверными. Это повышает страховые риски и увеличивает время доставки.
Если Суд ЕАЭС поддержит позицию «Атамекен», снизится количество спорных задержаний и конфискаций. Если же решение будет жёстким, стоимость логистики возрастёт, а часть операторов уйдёт в “карго-сегмент”.
“Любое расхождение в понимании таможенных терминов бьёт по перевозчику, ведь груз стоит, а часы идут,” — говорит казахстанский логист.
“Если Суд подтвердит, что ответственность должна быть дифференцирована, это станет прецедентом для всей Евразии,” — отмечает юрист по ЕАЭС.
Считается ли перемещение товаров незаконным, если продавец и покупатель не участвовали в сокрытии сознательно, а вся вина лежит на третьих лицах?
или такой:
Могут ли отправитель-продавец и получатель-покупатель товара считаться лицами, незаконно перемещающими товар или иными лицами, в понимании ТК ЕАЭС, если они не знали и не могли знать о незаконности перемещения товара через таможенную границу ЕАЭС?
Эксперты считают, что рассмотрение обращения «Атамекен» станет ключевым кейсом для всех участников логистического рынка ЕАЭС. Это создаст единую правовую практику и укрепит Казахстан как транзитный хаб для китайского транзита.
Суд ЕАЭС уже принял заявление «Атамекен» к производству, но рассмотрение дела продолжается. Это первый шаг к созданию единого правового поля для перевозчиков и к уменьшению количества спорных задержаний.
Для перевозчиков это шанс на пересмотр подходов к ответственности и упрощение процедур.
Для Казахстана — возможность укрепить позиции как транзитного узла.
Для ЕАЭС — шаг к единой таможенной логике.