Очереди на границе России и Казахстана стали одной из ключевых логистических проблем осенью 2025 года. Тысячи фур с китайскими товарами застряли в ожидании таможенного оформления, нарушив цепочки поставок от Алматы до Москвы. Ниже — что требовали стороны, какие шаги предприняты, как на это реагирует рынок, и к чему всё ведёт.
Содержание
По данным Коммерсантъ, на переходах Казахстан—Россия в октябре фиксировались многотысячные очереди фур с китайскими товарами. Основная причина — усиление проверок и различия в классификации товаров, включая позиции двойного назначения. Усугубилась проблема празниками в Китае с 1 по 8 октября, из-за которых таможна КНР работала не так активно, как прежде, что привело к скоплению фур.
Позиция России. Разблокировать коридор и ускорить оформление, чтобы избежать сбоев в снабжении и роста цен. Одновременно — навести прозрачность, сократить «серые» схемы, усилить прослеживаемость импорта. По некоторым данным, необходимость прослеживания импорта связана с ростом "серых" схем ввоза.
Позиция Казахстана. Сохранить международную репутацию и не попасть под вторичные санкции. По ряду материалов аналитики указывают на постепенную «перенастройку» транзитной политики Астаны в сторону большей аккуратности, сообщает , упоминается там же.
Из-за проблем на казахстанско-российской границе 150 грузовиков с китайскими товарами оказались заблокированы в Кыргызстане, сообщает Orda.kz.
С точки зрения международной логистики, шаги сторон укладываются в предсказуемую модель «управляемой нормализации». Россия защищает промышленный контур и бюджетные поступления: ускоряет критичные категории, требует прозрачности (что снижает «серый» импорт). Казахстан демонстрирует соответствие санкционным режимам и страхует свою экономику от вторичных санкций. Это объясняет, почему досмотры стали длительнее, но появились «зелёные коридоры» для категорий первой необходимости.
Экспертная оценка (логистика, ЕАЭС): «Ужесточение проверки — не перекрытие, а инструмент переформатирования рынка. Те, кто переходит на белые схемы и предзаполняет документы, уже в 1–2 кварталах получают предсказуемые сроки и ниже риски досмотров».
По оценке Forbes, в пик кризиса в очередях находилось более 7 000 фур; стоимость доставки выросла на 15–30 %. На практике предприниматели перестраиваются на сборные контейнеры, применяют совместную растаможку и переводят партии через восточные ворота РФ.
«Сейчас отправляем малыми партиями. Основной поток перевели на Владивосток и Забайкальск. По-белому выходит дороже, но сроки предсказуемые.» — мнение одного из участников чата, посвященного грузоперевозкам из Китая
«Сборки от середины сентября дошли через Дальний Восток. Документы готовим заранее, брокер сразу запросил оплатные и инвойсы — иначе не берутся.» — мнение одного из участников чата, посвященного грузоперевозкам из Китая
«Через КЗ тоже стало получаться, но точечно и “за деньги”. Массово — всё равно ушли на восточные маршруты, там меньше сюрпризов.» — мнение одного из участников чата, посвященного грузоперевозкам из Китая
Контекст. На политическом уровне ФРГ публично подчёркивала, что приветствует торговлю с Казахстаном, но не допустит обхода санкций против РФ. Это отражает общий тренд: западные страны стремятся уменьшить «серые» коридоры в Евразии.
По сообщениям отраслевых чатов, ЕС и США якобы направляли Казахстану неофициальные предупреждения о возможных вторичных санкциях в случае недостаточного контроля «чувствительных» партий.
Российские логисты утверждают, что часть КПП закрывалась «для проверки» без официальных уведомлений; досмотры «усиливались волнами» (полевые сообщения в профильных чатах перевозчиков и предпринимателей).
При этом официально Астана опровергала получение требований от ЕС/США по «санкционным механизмам» и подтверждала приверженность торговым обязательствам , сообщает Orda.kz.