Как правительства России и Казахстана решают пограничный кризис: требования, шаги, аналитика и прогноз

Очереди на границе России и Казахстана стали одной из ключевых логистических проблем осенью 2025 года. Тысячи фур с китайскими товарами застряли в ожидании таможенного оформления, нарушив цепочки поставок от Алматы до Москвы. Ниже — что требовали стороны, какие шаги предприняты, как на это реагирует рынок, и к чему всё ведёт.

Требования сторон

По данным Коммерсантъ, на переходах Казахстан—Россия в октябре фиксировались многотысячные очереди фур с китайскими товарами. Основная причина — усиление проверок и различия в классификации товаров, включая позиции двойного назначения. Усугубилась проблема празниками в Китае с 1 по 8 октября, из-за которых таможна КНР работала не так активно, как прежде, что привело к скоплению фур.

Позиция России. Разблокировать коридор и ускорить оформление, чтобы избежать сбоев в снабжении и роста цен. Одновременно — навести прозрачность, сократить «серые» схемы, усилить прослеживаемость импорта. По некоторым данным, необходимость прослеживания импорта связана с ростом "серых" схем ввоза.

Позиция Казахстана. Сохранить международную репутацию и не попасть под вторичные санкции. По ряду материалов аналитики указывают на постепенную «перенастройку» транзитной политики Астаны в сторону большей аккуратности, сообщает , упоминается там же.

Что сделали правительства

Россия.

По заявлениям официальных представителей, вопрос очередей взят под личный контроль; для критичных грузов (медицина, агросырьё, высокотехнологичные комплектующие) внедряются приоритетные коридоры и ускоренные процедуры. Создана двусторонняя рабочая группа с Казахстаном. Эти действия логичны: они позволяют «пробить» коридоры для социально и промышленно значимых позиций, пока общая проверка остаётся жёсткой. С другой стороны, в России с каждым днем становятся жестче требования к таким товаром, возрастают требования к сопроводительным документам на такие грузы.

Казахстан.

9 октября в Астане прошло экстренное совещание под руководством вице-премьера Серика Жумангарина: проблема признана препятствием внешней торговле, и направлено обращение в ЕЭК , сообщается в материале Orda.kz. Параллельно уточняются регламенты досмотров на КПП, усиливается работа с «чувствительными» кодами ТН ВЭД.

Эффект на региональные потоки.

Задержки ощущают и соседи: поставки из Узбекистана в страны СНГ заметно просели из-за замедления на KZ–RU , сообщается в западной версии издания Kun.uz.

Из-за проблем на казахстанско-российской границе 150 грузовиков с китайскими товарами оказались заблокированы в Кыргызстане, сообщает Orda.kz.

Аналитика: логика решений

С точки зрения международной логистики, шаги сторон укладываются в предсказуемую модель «управляемой нормализации». Россия защищает промышленный контур и бюджетные поступления: ускоряет критичные категории, требует прозрачности (что снижает «серый» импорт). Казахстан демонстрирует соответствие санкционным режимам и страхует свою экономику от вторичных санкций. Это объясняет, почему досмотры стали длительнее, но появились «зелёные коридоры» для категорий первой необходимости.

  • Логично: приоритизация критичных грузов и «доверенных» операторов — это быстрый способ снизить общеэкономический ущерб.
  • Ожидаемо: рост формализации (контракты, инвойсы, корректные ТН ВЭД, фото/вес) как условие прохождения — снижает риски для обеих сторон.
  • Неизбежно: часть серых схем будет либо обеляться (через брокеров и сборные ГТД), либо мигрировать на альтернативные ворота (Дальний Восток).

Экспертная оценка (логистика, ЕАЭС): «Ужесточение проверки — не перекрытие, а инструмент переформатирования рынка. Те, кто переходит на белые схемы и предзаполняет документы, уже в 1–2 кварталах получают предсказуемые сроки и ниже риски досмотров».

Как реагирует бизнес (голоса предпринимателей)

По оценке Forbes, в пик кризиса в очередях находилось более 7 000 фур; стоимость доставки выросла на 15–30 %. На практике предприниматели перестраиваются на сборные контейнеры, применяют совместную растаможку и переводят партии через восточные ворота РФ.

«Сейчас отправляем малыми партиями. Основной поток перевели на Владивосток и Забайкальск. По-белому выходит дороже, но сроки предсказуемые.» — мнение одного из участников чата, посвященного грузоперевозкам из Китая
«Сборки от середины сентября дошли через Дальний Восток. Документы готовим заранее, брокер сразу запросил оплатные и инвойсы — иначе не берутся.» — мнение одного из участников чата, посвященного грузоперевозкам из Китая
«Через КЗ тоже стало получаться, но точечно и “за деньги”. Массово — всё равно ушли на восточные маршруты, там меньше сюрпризов.» — мнение одного из участников чата, посвященного грузоперевозкам из Китая

Слухи и внешнее давление

Контекст. На политическом уровне ФРГ публично подчёркивала, что приветствует торговлю с Казахстаном, но не допустит обхода санкций против РФ. Это отражает общий тренд: западные страны стремятся уменьшить «серые» коридоры в Евразии.

По сообщениям отраслевых чатов, ЕС и США якобы направляли Казахстану неофициальные предупреждения о возможных вторичных санкциях в случае недостаточного контроля «чувствительных» партий.

Российские логисты утверждают, что часть КПП закрывалась «для проверки» без официальных уведомлений; досмотры «усиливались волнами» (полевые сообщения в профильных чатах перевозчиков и предпринимателей).

При этом официально Астана опровергала получение требований от ЕС/США по «санкционным механизмам» и подтверждала приверженность торговым обязательствам , сообщает Orda.kz.

Прогноз

Краткосрочно (2–6 недель).

Очереди будут сокращаться по мере настройки ускоренных коридоров и «расконсервации» зависших партий. «Белые» операторы получат приоритет прохождения при полном пакете документов. Хотя сейчас по сообщениям наших партнеров стоят все без исключения.

Среднесрочно (2–3 месяца).

Рынок закрепит «двухконтурную» модель: часть грузов идёт прозрачно через КЗ при повышенном контроле, значимая доля — уходит на дальневосточные маршруты с предсказуемыми сроками и минимизацией рисков.

Долгосрочно (2026–2027).

Доля перевозок через Казахстан будет ниже докризисной на 20–30 %. Продолжится рост комбинированной доставки (морской + железная дорога + авто), усилится роль сборных контейнеров и цифровых сервисов декларирования. «Карго» сохранится как ниша, с видоизмененным форматом работы.

Оставьте заявку
на консультацию
Заполните заявку на сайте
или напишите нам
на прямую в Telegram
Поиск товара
или фабрики
Отправьте нам ссылки,
фото или описание товара.
Всё остальное мы сделаем самостоятельно
и бесплатно
Выкуп товара
Вы получаете смету с ценой партии, внутренней доставкой, комиссией и прогнозом логистики. Оплата
удобным для вас способом:
юани, USDT или рубли
Получение товара
на нашем складе
После поступления товара
на наш склад в Гуанчжоу,
мы произведём проверку продукции и сделаем
полный видео-обзор
Доставка
Мы доставим товар до нашего
склада в Москве. В других случаях, мы отправим груз на склад вашего фулфилмента или в нужный вам город с помощью транспортной компании
Cargo RAPTOR

Менеджер свяжется с вами в течение пары минут.
Если этого не произошло, пишите в Telegram-Bot

Менеджер свяжется с вами в течение пары минут.
Если этого не произошло, пишите в Telegram-Bot