22 декабря рынок логистики переживает шторм. Сроки доставки выросли в 3-4 раза, цены на автодоставку парадоксальным образом обогнали авиа, а маршруты через Казахстан и Уссурийск парализованы. Разбираем, почему карго стало финансовой ловушкой, что происходит на границах прямо сейчас и как не потерять груз после введения системы СПОТ в 2026 году.
Декабрь 2025 года стал критической точкой для логистического рынка. По данным из закрытых логистических чатов, сроки доставки грузов из Китая через «серые» схемы (карго) увеличились в 3–4 раза. Если раньше стандартный срок составлял 20–25 дней, то сейчас предприниматели ждут товар по 3 месяца.
Вот актуальные сообщения участников логистических чатов (орфография сохранена, данные анонимизированы):
«Сейчас вообще что-то едет с Китая? Два разных карго... никак товар не может прийти. Уже 2 месяца».
«У меня сейчас в пути около 15 грузов. 2 которые вернули обратно в Казахстан и их отправили заново. Им уже 100 дней в обед было... Есть еще 66 дней, 64 дня...»
Даже те грузы, которые уже прибыли, идут с огромным опозданием. Один из участников чата сообщает о прибытии груза из Уссурийска 14 октября только сейчас, в двадцатых числах декабря.
Главный аргумент в пользу карго — низкая цена — перестал работать в декабре 2025 года. Из-за сложностей на границе посредники закладывают в тариф огромные суммы на покрытие рисков, взятки и перегрузки. В результате конечная стоимость доставки для селлера выросла в несколько раз.
Участники рынка делятся шокирующими цифрами ставок на автодоставку (данные из чатов за 20–22 декабря):
Сложилась парадоксальная ситуация: медленная и рискованная автодоставка (карго) сравнялась по цене или даже превысила стоимость авиадоставки и официального «белого» ввоза.
«Жесть цены, самолетом дешевле возить. Самое смешное, что сейчас карго дороже белой стало. Проще в белую — и сплю спокойно, и дешевле».
Экономическая целесообразность «серых» схем полностью исчезла: вы переплачиваете за логистику, получаете товар с задержкой в 3 месяца и сохраняете риск конфискации.
Вот наглядный пример из практики («живой» кейс из чата):
«Прибыло 108 коробок от 13 сентября. Изначально доставка стоила $3760, но по итогу выросла до $11 300. Доплата составила $7500».
Стоимость перевозки выросла в три раза уже в процессе пути. Селлер оказался перед фактом: либо платишь огромную разницу, либо теряешь груз.
Маршрут через Казахстан, который годами был основным каналом для карго, фактически парализован. Важно понимать: новые грузы через Казахстан сейчас практически не отправляют. Там застряли те партии, которые выехали месяц-два назад.
Причина коллапса — ужесточение таможенного контроля и массовые возвраты машин. Грузы, не прошедшие проверку, разворачивают обратно.
«Вернули обратно в Казахстан и отправили заново. Им уже 100 дней в обед было...» — типичная история для тех, кто попал в эту пробку.
Перевозчики боятся отправлять новые машины по этому маршруту, чтобы не пополнять ряды «заложников» на границе.
Поскольку Казахстан закрылся для новых отправок, весь поток «свежих» грузов резко перенаправили на альтернативный маршрут — через Уссурийск (Дальний Восток). Но инфраструктура не выдержала такой нагрузки.
Маршрут через Уссурийск встал по двум причинам:
Спрос на вывоз через Дальний Восток многократно превышает предложение, что создает новые пробки уже на этом направлении. В чатах только сейчас (22 декабря) радуются прибытию грузов, отправленных через этот маршрут еще в середине октября:
«Уссурийск приехал 14.10»
Срок действия Указа Президента РФ № 778, который упрощал ввоз некоторых категорий товаров, истекает. Продления действия документа не планируется. Это означает, что «окно возможностей» для упрощенного ввоза закрывается.
Ключевое изменение: Товары, ввезенные после окончания действия Указа без полного таможенного оформления, будут считаться контрабандой. Владимир Путин четко обозначил позицию государства: грузы, ввезенные с нарушениями после истечения льготного периода, подлежат конфискации.
Наибольшему риску подвержены товары, которые заехали на СВХ (Склад временного хранения) в период действия Указа, но не успели пройти процедуру выпуска до его отмены.
С 2026 года правительство запускает Систему Прослеживаемости Оборота Товаров (СПОТ). Это цифровой инструмент, который делает работу карго технически невозможной для легальной розничной торговли.
Суть системы проста: каждой единице товара присваивается уникальный цифровой след от момента пересечения границы до продажи конечному потребителю. Если в системе нет данных о легальном ввозе (номере ГТД), товар блокируется на этапе отгрузки на маркетплейс или продажи через кассу.
«Государство хочет налоги, суета по оформлению, общий ажиотаж. Карго превратятся в торговые дома и нарисуют доки, но это до первой проверки» — прогнозируют участники рынка.
Маркетплейсы (Wildberries, Ozon) уже анонсировали новые правила приемки товаров. Главное требование — наличие подтвержденной Грузовой таможенной декларации (ГТД). Площадки интегрируются с государственной системой контроля, что делает невозможным продажу товара, ввезенного «в серую».
С учетом рисков конфискации, блокировки товаров системой СПОТ и неадекватного роста цен на карго, «белая» доставка (официальный импорт) становится единственным форматом работы для стабильного бизнеса.
Не рискуйте своим бизнесом и товаром. Свяжитесь с нами для расчета стоимости «белой» доставки. Мы поможем легально привезти груз, оформить все документы и избежать проблем с новой системой контроля.