Обзор ситуации, комментарии перевозчиков и экспертное мнение о том, что происходит на маршрутах через Казахстан и Уссурийск сегодня.
Ситуация на российско-казахстанской границе остаётся критичной. Хотя официально поток не закрыт, на практике через Казахстан большинство грузов не проходит. Напротив, грузопоток смещается в сторону Уссурийска.
«По Казахстану непонятно, что происходит, вообще пока нет информации. В Уссурийск на днях приехал еще один груз клиента, отправленного в конце сентября. Сейчас будем передавать в ТК».
— менеджер CargoRaptor
Про истории связанные с ввозом через Казахстан наслышаны, но уверены, что ситуация больше похожа на вброс. Перевозчики несут расходы, просят доплату, а сами тем временем надеются, что ситуация как-то да решится.
Крупные логистические компании, через которых обычно идут поставки, сейчас испытывают сильную нагрузку: заявки множатся, клиенты требуют отчётов по каждому грузу, коммуникация резко ухудшилась.
«Мы возим через крупные компании, но сейчас у них колоссальная нагрузка. Они пересчитывают всё по каждой позиции, отправили нам сотни сообщений. На вопросы “где груз?” уже перестали отвечать».
— менеджер CargoRaptor
Из-за молчания официальных каналов и задержек появляются версии и слухи: якобы грузы “возвращаются в Китай”, “пересобираются” и через Уссурийск идут заново. Подтверждений мало — но тревога растёт.
«Говорят: “груз едет обратно в Китай, там пересоберётся и через Уссурийск пойдёт снова”. Клиенту так проще объяснить: ждём 60 дней. Но скорее всего фуры просто стоят и ждут, а все эти поборы лишь способ покрыть расходы».
— логист
Тем не менее, есть данные, что через Уссурийск действительно начали приходить партии, отправленные ещё в сентябре. Время доставки увеличилось, но маршрут работает.
«Мне сегодня пришёл груз от 11 сентября. Должен был идти через Казахстан, но отправили через Уссурийск. Видимо, все сентябрьские партии уже перенаправлены этим путём».
— предприниматель в одном из чатов
И это правда. Грузы потихоньку проходят границу и продолжают движение пока только на этом маршруте. Сроки действительно смещаются, но движение есть. Сейчас ориентировочные сроки доставки до Уссурийска составляют около 25 дней, оттуда до Москвы еще приблизительно 15-16 дней.
Отдельно хотелось бы отметить проблему кадров и возможностей Уссурийска: нет достаточного персонала, часто ответ получаешь лишь после того, как груз уже прибыл, что усложняет планирование.
«В Уссурийске нет людей, как на южных хабах. Пишешь одному, он спрашивает у другого, тот – у третьего. Ответ приходит с существенной задержкой. Из-за этого сложно планировать логистику. Деловые Линии не ходят, какой-нибудь ПЭК ходит часто, но с ними сложнодоговориться из-за удлиннения цепочки и отсутствия оперативной информации по приходу груза».
— логист одной из транспортных компаний
«Сейчас мы видим, как логистика перестраивается в реальном времени. Казахстан фактически стоит, а Уссурийск стал рабочим маршрутом. Но Уссурийск не рассчитан на такие объёмы — инфраструктура перегружена. Транспортные компании решают вопросы тихо, но ситуация тяжёлая. Пока не наладится баланс между объёмом и пропускной способностью, сроки будут расти, а нервы — сдавать».
— эксперт CargoRaptor
Маршрут через Казахстан практически остановился для многих грузов. Уссурийск становится приоритетом, но условия там далеки от идеальных. Задержки растут, коммуникация падает, и сфере логистики предстоит перестройка. В ближайшие месяцы важно учитывать.