Аналитический обзор по итогам встречи Президента России Владимира Путина с руководителем Федеральной таможенной службы Валерием Пикалёвым. Октябрь 2025 года.
Содержание
ФТС фиксирует рост перевозок на ключевых направлениях: плюс 6,3% по международным транспортным коридорам («Север–Юг», «Восток–Запад», Азово-Черноморский, Прикаспийский) и заявляет о расширении взаимодействия с таможенными службами стран-партнёров по этим трассам.
— «Растут перевозки на этих направлениях?»
— «Так точно, да. Плюс 6,3 процента».
Диалог В. Путина и В. Пикалёва
ФТС масштабирует принцип «два органа на границе»: пограничники — паспортный контроль, таможня — прочие виды контроля (транспортный, санитарно-карантинный, ветеринарный и т.д.). По данным ФТС, уже 53 пункта пропуска работают по этой схеме, включая объекты свободного порта Владивосток и Арктической зоны.
«…реализуем принцип “два органа на границе”, когда пограничники проводят паспортный контроль, а таможенники — все остальные виды контроля… сегодня у нас работают уже 53 пункта пропуска».
В. Пикалёв
Мобильные группы как раз являются частью усиленного контроля по предотвращению "серого" импорта.
Ключевая новость — запуск СПОТ (системы подтверждения ожидания товаров). Машина с грузом, предназначенным для реализации в РФ, не сможет пересечь границу без подтверждения российского налогового резидента, что он действительно «ждёт» эту партию.
Сроки запуска, обозначенные ФТС: пилот с 1 апреля следующего года и полноценный запуск с 1 июля следующего года ( речь идёт о 2026 г.).
«…таможенные органы будут наделены полномочиями по контролю наличия подтверждения информации о предстоящей поставке… СПОТ начнёт действовать уже с 1 апреля следующего года, а в полном объёме — с 1 июля следующего года».
В. Пикалёв
«Автомашина… не может пересечь границу без подтверждения нашего налогового резидента о том, что он действительно ожидает эту товарную партию».
В. Пикалёв
Когда задержки на складах временного хранения стали затягиваться, многие предприниматели начали искать свои грузы самостоятельно. Во время этих проверок сотрудники ФТС выявили множество нарушений. Оказалось, что часть логистических документов оформлена на компании, которые давно закрылись или вовсе не занимаются перевозками. Из-за этого грузы не удалось признать законными — такие партии были конфискованы. По сути, под видом легальных поставок шли товары без настоящих владельцев.
ФТС подчёркивает системный подход к противодействию «серым» схемам (занижение стоимости, нелегальный оборот). Отдельно упомянут контрафакт на внутреннем рынке (мототехника, электроника, оборудование, табачные изделия) — здесь СПОТ и координация с Минфином и ФНС должны уменьшить просачивание нелегальных потоков в оборот.
«Иначе катаются туда-сюда» — замечание Президента в контексте обходных схем без адресного получателя.
В. Путин
В видео попытались доступно объяснить, как распределяются грузовые потоки после введения новых правил.