ФТС ужесточает контроль и уходит в цифру: что ждёт карго и импортёров

Аналитический обзор по итогам встречи Президента России Владимира Путина с руководителем Федеральной таможенной службы Валерием Пикалёвым. Октябрь 2025 года.


На встрече с Президентом России глава ФТС представил результаты реформ, направленных на цифровизацию, борьбу с «серыми» схемами и повышение прозрачности в сфере внешнеэкономической деятельности.

Потоки и коридоры: +6,3% и приоритизация маршрутов

ФТС фиксирует рост перевозок на ключевых направлениях: плюс 6,3% по международным транспортным коридорам («Север–Юг», «Восток–Запад», Азово-Черноморский, Прикаспийский) и заявляет о расширении взаимодействия с таможенными службами стран-партнёров по этим трассам.

— «Растут перевозки на этих направлениях?»

— «Так точно, да. Плюс 6,3 процента».

Диалог В. Путина и В. Пикалёва

«Два органа на границе»: ускорение и усиление досмотра

ФТС масштабирует принцип «два органа на границе»: пограничники — паспортный контроль, таможня — прочие виды контроля (транспортный, санитарно-карантинный, ветеринарный и т.д.). По данным ФТС, уже 53 пункта пропуска работают по этой схеме, включая объекты свободного порта Владивосток и Арктической зоны.

«…реализуем принцип “два органа на границе”, когда пограничники проводят паспортный контроль, а таможенники — все остальные виды контроля… сегодня у нас работают уже 53 пункта пропуска».

В. Пикалёв

Мобильные группы как раз являются частью усиленного контроля по предотвращению "серого" импорта.

СПОТ: подтверждение ожидания товара

Ключевая новость — запуск СПОТ (системы подтверждения ожидания товаров). Машина с грузом, предназначенным для реализации в РФ, не сможет пересечь границу без подтверждения российского налогового резидента, что он действительно «ждёт» эту партию.

Сроки запуска, обозначенные ФТС: пилот с 1 апреля следующего года и полноценный запуск с 1 июля следующего года ( речь идёт о 2026 г.).

«…таможенные органы будут наделены полномочиями по контролю наличия подтверждения информации о предстоящей поставке… СПОТ начнёт действовать уже с 1 апреля следующего года, а в полном объёме — с 1 июля следующего года».

В. Пикалёв

«Автомашина… не может пересечь границу без подтверждения нашего налогового резидента о том, что он действительно ожидает эту товарную партию».

В. Пикалёв

Когда задержки на складах временного хранения стали затягиваться, многие предприниматели начали искать свои грузы самостоятельно. Во время этих проверок сотрудники ФТС выявили множество нарушений. Оказалось, что часть логистических документов оформлена на компании, которые давно закрылись или вовсе не занимаются перевозками. Из-за этого грузы не удалось признать законными — такие партии были конфискованы. По сути, под видом легальных поставок шли товары без настоящих владельцев.

Контрафакт и «серые схемы»: фокус контроля

ФТС подчёркивает системный подход к противодействию «серым» схемам (занижение стоимости, нелегальный оборот). Отдельно упомянут контрафакт на внутреннем рынке (мототехника, электроника, оборудование, табачные изделия) — здесь СПОТ и координация с Минфином и ФНС должны уменьшить просачивание нелегальных потоков в оборот.

Практические эффекты для бизнеса

  • Импорт по заказу конкретного резидента. Без подтверждения «ожидания» в СПОТ фура не пройдёт границу. Это стимулирует работу «в белую» и уменьшает транзит «на удачу».
  • Быстрее на легальных маршрутах. Модель «два органа» и координация с коридорами повышают предсказуемость для тех, кто оформляется корректно.
  • Сжатие «серого» поля. Занижение стоимости и «подвешенные» грузы будут чаще стопориться. Риски у посредников без прозрачных схем вырастут.
  • Готовность документов. Требования к инвойсам, получателям и адресности поставки станут критичнее — заранее проверяйте соответствие профилям риска.

«Иначе катаются туда-сюда» — замечание Президента в контексте обходных схем без адресного получателя.

В. Путин

Итоги

ФТС смещает акцент с «ручного» контроля к регуляции по данным. Для добросовестных поставок это означает ускорение и понятные правила. Для «серых» маршрутов — ужесточение входа и необходимость перестраиваться под адресные, подтверждённые поставки.

Видео о мерах борьбы с серым импортом из Китая

В видео попытались доступно объяснить, как распределяются грузовые потоки после введения новых правил.

Оставьте заявку
на консультацию
Заполните заявку на сайте
или напишите нам
на прямую в Telegram
Поиск товара
или фабрики
Отправьте нам ссылки,
фото или описание товара.
Всё остальное мы сделаем самостоятельно
и бесплатно
Выкуп товара
Вы получаете смету с ценой партии, внутренней доставкой, комиссией и прогнозом логистики. Оплата
удобным для вас способом:
юани или рубли
Получение товара
на нашем складе
После поступления товара
на наш склад в Гуанчжоу,
мы произведём проверку продукции и сделаем
полный видео-обзор
Доставка
Мы доставим товар до нашего
склада в Москве. В других случаях, мы отправим груз на склад вашего фулфилмента или в нужный вам город с помощью транспортной компании
Cargo RAPTOR

Менеджер свяжется с вами в течение пары минут.
Если этого не произошло, пишите в Telegram-Bot

Менеджер свяжется с вами в течение пары минут.
Если этого не произошло, пишите в Telegram-Bot