Карго под ударом: публичный доклад о «нелегальном импорте» грозит ликвидацией малому бизнесу

В распоряжении участников рынка оказался публичный доклад, в котором названы десятки логистических компаний, работающих с Китаем. Документ описывает карго как угрозу экономической безопасности и предлагает меры по полной зачистке рынка. Бизнес предупреждает: это удар по тысячам предпринимателей, торгующих на маркетплейсах.

Что случилось

На минувшей неделе в предпринимательские чаты и СМИ попал документ под названием «Публичный доклад о нелегальном импорте по карго-схемам», подготовленный экспертным советом при Госдуме. В приложении к нему перечислены крупнейшие компании, предоставляющие услуги по доставке товаров из Китая.

Авторы документа называют такие поставки «угрозой национальной безопасности» и предлагают ужесточить контроль за импортом через Казахстан и Киргизию. Фактически под удар попадает вся отрасль малого бизнеса, работающая с китайскими фабриками и маркетплейсами.

Почему это важно

По сути, доклад ставит знак равенства между «карго» и «контрабандой». В документе утверждается, что через ЕАЭС в Россию ежегодно ввозится до 15 миллиардов долларов нелегальных товаров, которые якобы подрывают отечественную экономику.

«Это не борьба с нарушителями, это борьба с самой возможностью малого бизнеса выживать»,

— предприниматель из Екатеринбурга

На практике под удар попадают тысячи ИП и небольших компаний, которые торгуют на Ozon, Wildberries и Яндекс.Маркете. Для многих из них доставка через карго — единственный способ закупать товар у китайских производителей.

Какие меры предлагает доклад

  • Создание межведомственной группы по борьбе с «карго-схемами»;
  • Введение солидарной ответственности маркетплейсов за нелегальный товар;
  • Блокировка сайтов и соцсетей, предлагающих «карго-доставку»;
  • Ужесточение контроля за перевозчиками и складами;
  • Обязательная маркировка и цифровая прослеживаемость всех товаров;
  • Возможность уголовного преследования для заказчиков «серого импорта».

«Нас просто приравняли к преступникам. Мы не обнал, не контрабанда, мы просто торгуем легальными товарами.»

— представитель малого бизнеса, Москва

Реакция бизнеса

В предпринимательских чатах и профессиональных сообществах документ вызвал настоящую панику. Участники называют его «экономической зачисткой» и «ударом по стабильности рынка».

«Это расчистка поля для крупных игроков и китайских компаний. Мелкий бизнес просто не выживет при белых схемах с полной пошлиной и НДС.»

— владелец магазина на маркетплейсе

«Яндекс.Маркет уже готовит список “разрешённых логистов”. Остальных просто исключат из цепочки поставок.»

— логистический оператор

Экономические последствия

Если предложенные меры вступят в силу, то уже к концу 2025 года возможны серьёзные последствия:

  • Рост цен на электронику, одежду, бытовые товары — на 30–50%;
  • Закрытие тысяч малых компаний, работающих с китайскими поставщиками;
  • Сокращение занятости в сфере торговли и логистики;
  • Рост монополии крупных сетей и иностранных игроков;
  • Риск полного ухода “серого” сегмента в тень.

Эксперты отмечают: для десятков тысяч предпринимателей доставка через карго — не обход закона, а единственный способ оставаться на рынке. Уничтожение этой схемы без предложенной альтернативы может стать ударом по внутреннему потребительскому рынку.

Вывод

Новый доклад под лозунгом «обеления экономики» может обернуться системной зачисткой малого бизнеса. В условиях, когда белый импорт остаётся непосильным по цене и срокам, закрытие карго-сегмента откроет рынок для крупных китайских экспортеров и отечественных монополий.

«Когда борьба с теневым импортом превращается в уничтожение конкуренции, это уже не борьба с серыми схемами, а зачистка под избранных.»

— эксперт по ВЭД

В тексте доклада неоднократно упоминается необходимость «создания прозрачных цифровых площадок для импорта товаров из Китая под контролем отечественных IT-компаний».


На фоне этого особое внимание привлекает проект «Оптом из Китая» от Яндекс.Маркета, который в документе фактически представлен как “цивилизованная альтернатива карго-доставке”. Авторитетные источники в отрасли уже называют это перенастройкой всего рынка импорта под контроль крупных технологических корпораций.


Другими словами, вместо множества независимых логистов и предпринимателей, которые сами закупают, ввозят и продают товары, рынок будет выстроен по новой вертикали:

  • импорт — через крупного оператора (Яндекс.Маркет);
  • доставка — через “одобренных партнёров”;
  • продажи — только внутри маркетплейсов.
  • «Формально речь идёт об “обелении”, а по сути — о централизации. Всё сводится к тому, чтобы импортировать не напрямую, а через одну-две цифровые платформы», — отмечает источник на рынке ВЭД.
    Оставьте заявку
    на консультацию
    Заполните заявку на сайте
    или напишите нам
    на прямую в Telegram
    Поиск товара
    или фабрики
    Отправьте нам ссылки,
    фото или описание товара.
    Всё остальное мы сделаем самостоятельно
    и бесплатно
    Выкуп товара
    Вы получаете смету с ценой партии, внутренней доставкой, комиссией и прогнозом логистики. Оплата
    удобным для вас способом:
    юани или рубли
    Получение товара
на нашем складе
    После поступления товара
    на наш склад в Гуанчжоу,
    мы произведём проверку продукции и сделаем
    полный видео-обзор
    Доставка
    Мы доставим товар до нашего
    склада в Москве. В других случаях, мы отправим груз на склад вашего фулфилмента или в нужный вам город с помощью транспортной компании
    Cargo RAPTOR

    Менеджер свяжется с вами в течение пары минут.
    Если этого не произошло, пишите в Telegram-Bot

    Менеджер свяжется с вами в течение пары минут.
    Если этого не произошло, пишите в Telegram-Bot