В распоряжении участников рынка оказался публичный доклад, в котором названы десятки логистических компаний, работающих с Китаем. Документ описывает карго как угрозу экономической безопасности и предлагает меры по полной зачистке рынка. Бизнес предупреждает: это удар по тысячам предпринимателей, торгующих на маркетплейсах.
На минувшей неделе в предпринимательские чаты и СМИ попал документ под названием «Публичный доклад о нелегальном импорте по карго-схемам», подготовленный экспертным советом при Госдуме. В приложении к нему перечислены крупнейшие компании, предоставляющие услуги по доставке товаров из Китая.
Авторы документа называют такие поставки «угрозой национальной безопасности» и предлагают ужесточить контроль за импортом через Казахстан и Киргизию. Фактически под удар попадает вся отрасль малого бизнеса, работающая с китайскими фабриками и маркетплейсами.
По сути, доклад ставит знак равенства между «карго» и «контрабандой». В документе утверждается, что через ЕАЭС в Россию ежегодно ввозится до 15 миллиардов долларов нелегальных товаров, которые якобы подрывают отечественную экономику.
«Это не борьба с нарушителями, это борьба с самой возможностью малого бизнеса выживать»,
— предприниматель из Екатеринбурга
На практике под удар попадают тысячи ИП и небольших компаний, которые торгуют на Ozon, Wildberries и Яндекс.Маркете. Для многих из них доставка через карго — единственный способ закупать товар у китайских производителей.
«Нас просто приравняли к преступникам. Мы не обнал, не контрабанда, мы просто торгуем легальными товарами.»
— представитель малого бизнеса, Москва
В предпринимательских чатах и профессиональных сообществах документ вызвал настоящую панику. Участники называют его «экономической зачисткой» и «ударом по стабильности рынка».
«Это расчистка поля для крупных игроков и китайских компаний. Мелкий бизнес просто не выживет при белых схемах с полной пошлиной и НДС.»
— владелец магазина на маркетплейсе
«Яндекс.Маркет уже готовит список “разрешённых логистов”. Остальных просто исключат из цепочки поставок.»
— логистический оператор
Если предложенные меры вступят в силу, то уже к концу 2025 года возможны серьёзные последствия:
Эксперты отмечают: для десятков тысяч предпринимателей доставка через карго — не обход закона, а единственный способ оставаться на рынке. Уничтожение этой схемы без предложенной альтернативы может стать ударом по внутреннему потребительскому рынку.
Новый доклад под лозунгом «обеления экономики» может обернуться системной зачисткой малого бизнеса. В условиях, когда белый импорт остаётся непосильным по цене и срокам, закрытие карго-сегмента откроет рынок для крупных китайских экспортеров и отечественных монополий.
«Когда борьба с теневым импортом превращается в уничтожение конкуренции, это уже не борьба с серыми схемами, а зачистка под избранных.»
— эксперт по ВЭД
В тексте доклада неоднократно упоминается необходимость «создания прозрачных цифровых площадок для импорта товаров из Китая под контролем отечественных IT-компаний».
На фоне этого особое внимание привлекает проект «Оптом из Китая» от Яндекс.Маркета, который в документе фактически представлен как “цивилизованная альтернатива карго-доставке”. Авторитетные источники в отрасли уже называют это перенастройкой всего рынка импорта под контроль крупных технологических корпораций.
Другими словами, вместо множества независимых логистов и предпринимателей, которые сами закупают, ввозят и продают товары, рынок будет выстроен по новой вертикали:
«Формально речь идёт об “обелении”, а по сути — о централизации. Всё сводится к тому, чтобы импортировать не напрямую, а через одну-две цифровые платформы», — отмечает источник на рынке ВЭД.