С сентября рынок карго-перевозок из Китая в Россию через Казахстан фактически парализован. После массовых проверок ФТС и вступления в силу Указа Президента №778 привычные серые схемы доставки перестали работать. Границы стоят, фуры проверяют, а бизнес ищет новые пути — от полностью «белого» импорта до полулегальных схем через СВХ или Дальний Восток.
С 10 сентября Федеральная таможенная служба начала масштабные проверки грузов, особенно тех, что следуют по маршруту Китай — Казахстан — Россия. По словам участников рынка, на границе скопилось до 10 тысяч фур. Большинство из них остановлены в ожидании разъяснений и проверок. Некоторые компании и вовсе приостановили движение, опасаясь конфискации грузов.
«Рынок логистики из Китая в Россию парализован. Фуры стоят, проверки идут, а сроки поставок никто не может спрогнозировать.»
— участник логистического сообщества
Казахстан, Беларусь, Киргизия и Россия входят в единый Таможенный союз ЕАЭС. Ранее товар, растаможенный в одной из стран союза, мог свободно перемещаться по другим без повторных проверок. Это позволяло обходить налоги и снижать себестоимость.
Принцип был прост: товар из Китая растамаживался, например, в Казахстане или Киргизии, после чего транспортные компании различными способами уменьшали количество и суммы таможенных платежей — занижалась стоимость, количество, менялось наименование. Фактически, это была легализованная схема снижения себестоимости товаров, на которой держалась большая часть российского малого бизнеса, торгующего китайскими товарами.
Растаможка в Казахстане была очень дешевой, в Киргизии она была еще дешевле. Исходя из этого некоторые компании предлагали разные варианты доставки "быструю" через Казахстан и "медленную", но очень дешевую через Киргизию.
«Это была дешевая схема, но массовая: документы терялись, цены занижались, а бизнес получал конкурентное преимущество.»
- менеджер CargoRaptor
В сентябре ФТС начала сверку деклараций и обнаружила расхождения по 90% партий. После этого привычная схема перестала работать. Большинство грузов оказалось под подозрением, а предприниматели столкнулись с невозможностью ввезти товар по старым правилам.
«После сверки деклараций старые схемы рухнули. Товары с занижением теперь не проходят контроль — всё сверяется по ТН ВЭД.»
— менеджер CargoRaptor
29 октября вступил в силу Указ Президента России №778, который разрешил временный ввоз товаров из Казахстана и Киргизии без документов ЕАЭС до 10 декабря 2025 года. Это позволило частично разблокировать границу и возобновить движение фур.
Теперь весь импорт идёт через СВХ — склады временного хранения. Каждая партия сопровождается ФТС, подаётся декларация, оплачиваются пошлины и НДС. Стоимость доставки выросла: перевозчики берут надбавку в среднем $2,5 за килограмм.
«Фуры поехали через СВХ. Всё оформляется в белую. Если товар не запрещён — пройдёт, но теперь за каждый килограмм нужно доплатить.»
— брокер, Самарская область
Таким образом, товары с ограничениями — дроны, аккумуляторы, электроника двойного назначения — теперь фактически не могут пересечь границу без специальных разрешений.
На фоне ограничений через Казахстан часть грузов перенаправлена на Дальний Восток. Основных маршрутов сейчас два:
Эти маршруты считаются надёжными, но требуют полной прозрачности и точных документов на каждую позицию товара.
Груз ввозится напрямую, 100% оплата пошлин и НДС, прозрачное оформление и собственная декларация. Это оправдано при контейнерных поставках и больших объёмах одного наименования товара.
1. ИП/ООО на УСН не плательщик НДС. Значит, он не может взять НДС к вычету, как это делает организация на ОСНО.
2. При ввозе из-за границы НДС платить всё равно надо. Это таможенный НДС, его платят все, даже упрощёнка. Но упрощёнка этот НДС не возвращает.
3. Что с этим НДС происходит на УСН? Его можно учесть как расход (при УСН «доходы минус расходы»). То есть он уменьшит налоговую базу, но не на 100%, а только на 15% от суммы (потому что сама база станет меньше).
4. Поэтому это выгодно только если у вас хорошая маржа. Вы заплатил НДС на таможне, вернуть его не можете, он просто увеличил себестоимость. Если наценка большая — живем дальше. Если наценка маленькая — будет больно.
ОСНО: заплатил НДС на таможне, взял к вычету.
УСН: заплатил НДС на таможне, не взял к вычету, записал в расходы, чуть снизил налог по УСН.
Все платежи при таком типе ввоза полностью белые, благодаря чему можно уменьшить налогооблагаемую базу. Помимо этого вы получаете полностью белый товар, с возможностью легко подтвердить качество и оригинальность товаров, что особенно ценится на маркетплейсах.
Оптимальный вариант для малого и среднего бизнеса. Логистическая компания консолидирует заказы в один контейнер или фуру, растамаживает на себя, оплачивает все пошлины и НДС, а затем передаёт клиенту уже легально оформленный товар.
Минус такой доставки - у вас не будет таможенных деклараций, но с другой стороны, у вас будут все документы о легальном происхождении товаров.
«Разница с Казахстаном в том, что теперь декларации настоящие, всё идёт по коду ТН ВЭД. Процесс стал дороже, но безопаснее.»
- менеджер CargoRaptor
Новые правила значительно ограничили категории товаров, которые можно перевозить. Теперь запрещено ввозить:
Кроме того, нельзя смешивать разные товары в одной коробке, а каждое наименование должно идти отдельной партией с чётким кодом ТН ВЭД.
Рынок логистики из Китая переживает масштабную перестройку. Карго не умерло — оно перерождается в «полубелую» доставку, где уплачены пошлины, есть декларации и минимизированы риски. Для крупных импортеров теперь разумно работать в «белую», для малого бизнеса — через консолидацию грузов с оплатой всех обязательных налогов.
«Белый ввоз дороже, но он даёт стабильность. Серых схем больше не будет — только прозрачная работа и полное соответствие документам.»
— эксперт по логистике, ноябрь 2025