Что происходит с логистикой из Китая: новые маршруты карго и условия доставки из Китая

С сентября рынок карго-перевозок из Китая в Россию через Казахстан фактически парализован. После массовых проверок ФТС и вступления в силу Указа Президента №778 привычные серые схемы доставки перестали работать. Границы стоят, фуры проверяют, а бизнес ищет новые пути — от полностью «белого» импорта до полулегальных схем через СВХ или Дальний Восток.

Как начался кризис на границе

С 10 сентября Федеральная таможенная служба начала масштабные проверки грузов, особенно тех, что следуют по маршруту Китай — Казахстан — Россия. По словам участников рынка, на границе скопилось до 10 тысяч фур. Большинство из них остановлены в ожидании разъяснений и проверок. Некоторые компании и вовсе приостановили движение, опасаясь конфискации грузов.

«Рынок логистики из Китая в Россию парализован. Фуры стоят, проверки идут, а сроки поставок никто не может спрогнозировать.»

— участник логистического сообщества

Как работало карго раньше

Казахстан, Беларусь, Киргизия и Россия входят в единый Таможенный союз ЕАЭС. Ранее товар, растаможенный в одной из стран союза, мог свободно перемещаться по другим без повторных проверок. Это позволяло обходить налоги и снижать себестоимость.

Принцип был прост: товар из Китая растамаживался, например, в Казахстане или Киргизии, после чего транспортные компании различными способами уменьшали количество и суммы таможенных платежей — занижалась стоимость, количество, менялось наименование. Фактически, это была легализованная схема снижения себестоимости товаров, на которой держалась большая часть российского малого бизнеса, торгующего китайскими товарами.

Растаможка в Казахстане была очень дешевой, в Киргизии она была еще дешевле. Исходя из этого некоторые компании предлагали разные варианты доставки "быструю" через Казахстан и "медленную", но очень дешевую через Киргизию.

«Это была дешевая схема, но массовая: документы терялись, цены занижались, а бизнес получал конкурентное преимущество.»

- менеджер CargoRaptor

Почему всё изменилось

В сентябре ФТС начала сверку деклараций и обнаружила расхождения по 90% партий. После этого привычная схема перестала работать. Большинство грузов оказалось под подозрением, а предприниматели столкнулись с невозможностью ввезти товар по старым правилам.

«После сверки деклараций старые схемы рухнули. Товары с занижением теперь не проходят контроль — всё сверяется по ТН ВЭД.»

— менеджер CargoRaptor

Что изменил Указ №778

29 октября вступил в силу Указ Президента России №778, который разрешил временный ввоз товаров из Казахстана и Киргизии без документов ЕАЭС до 10 декабря 2025 года. Это позволило частично разблокировать границу и возобновить движение фур.

Теперь весь импорт идёт через СВХ — склады временного хранения. Каждая партия сопровождается ФТС, подаётся декларация, оплачиваются пошлины и НДС. Стоимость доставки выросла: перевозчики берут надбавку в среднем $2,5 за килограмм.

«Фуры поехали через СВХ. Всё оформляется в белую. Если товар не запрещён — пройдёт, но теперь за каждый килограмм нужно доплатить.»

— брокер, Самарская область

Таким образом, товары с ограничениями — дроны, аккумуляторы, электроника двойного назначения — теперь фактически не могут пересечь границу без специальных разрешений.

Новые маршруты: Забайкальск и Уссурийск

На фоне ограничений через Казахстан часть грузов перенаправлена на Дальний Восток. Основных маршрутов сейчас два:

  • Через Забайкальск (TIR-маршрут) — фуры пломбируются и следуют без остановок. Минимальный объём: 3 тонны. Срок — 20–25 дней.
  • Через Уссурийск — допускается от 50 кг на единицу товара. Срок — 30–40 дней.

Эти маршруты считаются надёжными, но требуют полной прозрачности и точных документов на каждую позицию товара.

Особенности работы по новым маршрутам

Вариант 1. Полностью белый импорт

Груз ввозится напрямую, 100% оплата пошлин и НДС, прозрачное оформление и собственная декларация. Это оправдано при контейнерных поставках и больших объёмах одного наименования товара.

Различия в системах налогообложения при белов ввозе на ОСНО и УСН

1. ИП/ООО на УСН не плательщик НДС. Значит, он не может взять НДС к вычету, как это делает организация на ОСНО.

2. При ввозе из-за границы НДС платить всё равно надо. Это таможенный НДС, его платят все, даже упрощёнка. Но упрощёнка этот НДС не возвращает.

3. Что с этим НДС происходит на УСН? Его можно учесть как расход (при УСН «доходы минус расходы»). То есть он уменьшит налоговую базу, но не на 100%, а только на 15% от суммы (потому что сама база станет меньше).

4. Поэтому это выгодно только если у вас хорошая маржа. Вы заплатил НДС на таможне, вернуть его не можете, он просто увеличил себестоимость. Если наценка большая — живем дальше. Если наценка маленькая — будет больно.


ОСНО: заплатил НДС на таможне, взял к вычету.

УСН: заплатил НДС на таможне, не взял к вычету, записал в расходы, чуть снизил налог по УСН.


Все платежи при таком типе ввоза полностью белые, благодаря чему можно уменьшить налогооблагаемую базу. Помимо этого вы получаете полностью белый товар, с возможностью легко подтвердить качество и оригинальность товаров, что особенно ценится на маркетплейсах.

Вариант 2. Полубелая доставка

Оптимальный вариант для малого и среднего бизнеса. Логистическая компания консолидирует заказы в один контейнер или фуру, растамаживает на себя, оплачивает все пошлины и НДС, а затем передаёт клиенту уже легально оформленный товар.

Минус такой доставки - у вас не будет таможенных деклараций, но с другой стороны, у вас будут все документы о легальном происхождении товаров.

«Разница с Казахстаном в том, что теперь декларации настоящие, всё идёт по коду ТН ВЭД. Процесс стал дороже, но безопаснее.»

- менеджер CargoRaptor

Ограничения и запреты

Новые правила значительно ограничили категории товаров, которые можно перевозить. Теперь запрещено ввозить:

  • дроны и комплектующие к ним;
  • жидкости и порошки без разрешений;
  • товары двойного назначения;
  • подделки и копии брендов, популярные бренды запрещенные к ввозу;
  • военные и технологические изделия.

Кроме того, нельзя смешивать разные товары в одной коробке, а каждое наименование должно идти отдельной партией с чётким кодом ТН ВЭД.

Вывод

Рынок логистики из Китая переживает масштабную перестройку. Карго не умерло — оно перерождается в «полубелую» доставку, где уплачены пошлины, есть декларации и минимизированы риски. Для крупных импортеров теперь разумно работать в «белую», для малого бизнеса — через консолидацию грузов с оплатой всех обязательных налогов.

«Белый ввоз дороже, но он даёт стабильность. Серых схем больше не будет — только прозрачная работа и полное соответствие документам.»

— эксперт по логистике, ноябрь 2025
Оставьте заявку
на консультацию
Заполните заявку на сайте
или напишите нам
на прямую в Telegram
Поиск товара
или фабрики
Отправьте нам ссылки,
фото или описание товара.
Всё остальное мы сделаем самостоятельно
и бесплатно
Выкуп товара
Вы получаете смету с ценой партии, внутренней доставкой, комиссией и прогнозом логистики. Оплата
удобным для вас способом:
юани или рубли
Получение товара
на нашем складе
После поступления товара
на наш склад в Гуанчжоу,
мы произведём проверку продукции и сделаем
полный видео-обзор
Доставка
Мы доставим товар до нашего
склада в Москве. В других случаях, мы отправим груз на склад вашего фулфилмента или в нужный вам город с помощью транспортной компании
Cargo RAPTOR

Менеджер свяжется с вами в течение пары минут.
Если этого не произошло, пишите в Telegram-Bot

Менеджер свяжется с вами в течение пары минут.
Если этого не произошло, пишите в Telegram-Bot