С 3 по 7 ноября 2025 года ситуация на границе России и Казахстана стала менее напряженной: первые фуры начали проходить оформление по Указу №778, но массовый поток остаётся заблокированным, многие столкнулись с доначислениями. Предприниматели делятся противоречивыми новостями — кто-то уже получил товар, а кто-то всё ещё не знает, где его груз.
Первые числа ноября прошли под знаком тревожного ожидания. В чатах логистов и предпринимателей царила нервозность - часть карго-компаний молчала, другие писали, что грузы «на контроле». По словам участников, огромное количество машин по-прежнему стоит на казахстанской стороне, но всех тревожил один вопрос - что будет с грузами заехавшими на СВХ?
«Фуры с 14 октября всё ещё не выехали. Карго отвечает - “ждём брокеров”. Каждый день обещают, но ничего не движется.»
- предприниматель ожидающий груз
«Уже месяц вообще никакого ответа, а товар был взят в кредит. По факту плачу за воздух.»
- предприниматель ожидающий груз
«Груз от конца августа получен, какое же это счастье!!!»
- клиент компании CargoRaptor
В то же время начали появляться первые сообщения о фурах, зашедших по Указу №778. Их направили на СВХ в Самаре и Тольятти - это стало первым признаком того, что система начала работать.
«Уже есть первые реально подтвержденные приходы грузов въехавших через Казахстан. »
- менеджер CargoRaptor
По данным ФТС, с 30 октября по 6 ноября оформлено более 120 деклараций. Однако оформление идёт неравномерно: где-то машины выпускают за сутки, где-то - стоят неделями. Брокеры подтверждают, что скорость зависит от региона и загруженности конкретного СВХ.
«На данный момент в РФ из Республики Казахстан всего въехало 720 большегрузов.»
- официальное сообщение от ФТС
«На Самару уходит 2–3 дня, на Тольятти - уже неделя. Бумаги не готовы, инспектора не справляются.»
- участник одного из чатов
«ФТС говорит, что всё по плану, но в реальности оформление ручное. Водителей отпускают, грузы лежат без движения.»
- участник одного из логистических чатов
Несмотря на заявления о стабильной работе, участники рынка отмечают сильную разницу между официальными отчётами и реальностью.
Самая горячая тема недели - доплаты. Многие компании уведомили клиентов о дополнительных расходах в размере $2,5–4,5 за килограмм груза. Аргумент: это пошлины, НДС и услуги брокеров.
«Заплатил 2,5 доллара за кг, и груз на следующий день прошёл. Соседние клиенты не заплатили - стоят до сих пор.»
- клиент одной из карго-компаний
«Некоторые компании вообще не просят доплату. Видимо, ждут, пока появятся расчёты от ФТС.»
- участник одного из логистических чатов
Таким образом, рынок разделился: часть компаний предпочла заплатить и двигаться дальше, часть - выжидает, рискуя сорвать сезонные поставки. Но на деле ситуация намного проще. Проведя нехитрое исследование, мы выяснили, что доплаты берут логистические компании, транспорт которых завист на границе с Казахстаном. Все товары ехавшие через ДВ не облагаются какими-либо дополнительными сборами, но некоторые и в этих сценариях просят дополнительную оплату. По факту 2.5$ и больше собираются чтобы минимизировать издержки связанные с простоем.
На фоне застоя через Казахстан логисты начали активно переключаться на Дальний Восток. Уссурийск и Забайкальск стали главными воротами для импорта из Китая.
«Через Уссурийск идёт, хоть и с доплатой. На границе порядок, документы проверяют, но не душат.»
- участник одного из логистических чатов
«Всё, что с маркировкой и белыми документами, проходит. Остальные - сразу в стоп.»
- участник одного из логистических чатов
Сейчас по факту все грузы проезжающие через ДВ оформляются в виде "белой" доставки, но оформляются на Китайскую компанию. Груз считается белым до момента передачи фактическому заказчику, что минимизирует риски и позволяет проезжать до заказчика мимо СВХ.
По официальным данным Уссурийской таможни, за неделю количество оформленных машин выросло на 38 %. При этом один из пяти СВХ полностью загружен, остальные работают с запасом. Помимо этого, на Дальневосточном направлении действует ряд ограничений к ввозу товаров. То что раньше спокойно проезжало через Казахстан, сейчас недоступно для ввоза. К тому-же на Дальневосточном направлении строгие правила сортировки и упаковки товаров - один товар на одно место, одно наименование - одна коробка.
«На Дальневосточном направлении сейчас отдается предпочтение автовозам из-за того, что с 1 декабря вступают в силу новые правила по утильсбору. От части еще и это растягивает время доставки по этим направлениям.»
- менеджер компании CargoRaptor
К концу недели на московские склады «Южные ворота» и «ТЯК» начали поступать первые партии товаров. Это грузы, прошедшие СВХ в Самаре и Тольятти.
«Сегодня начали разгрузку, но по факту нам доначислили 20% НДС. Именно так они аргументировали доплату в 2.5$ за кг.»
- участник одного из логистических чатов
«На Южных воротах ажиотаж. Все, кто не заплатил заранее, теперь вынуждены доплачивать при получении.»
- участник одного из логистических чатов
«По Казахстану сейчас доезжают грузы отправленные с конца августа-начала сентября, по ДВ - конец сентября-начало октября.»
- менеджер компании CargoRaptor
Параллельно появляются сообщения о двойных списаниях и несогласованных платежах, что говорит о спешке и неготовности карго-компаний к новому порядку.
Но ситуация в любом случае выправляется, если раньше большинство машин заезжающая на «Южные ворота» и «ТЯК» проезжали по Дальневосточным маршрутам, то сейчас большая часть грузов едет именно из Казахстана.
«Пошли первые, но по-настоящему движение начнётся только тогда, когда перестанут каждый груз оформлять вручную.»
- участник одного из логистических чатов
Таким образом, на первой неделе ноября рынок карго формально ожил, но система всё ещё далека от стабильности. Импортёры работают на грани: одни платят и едут, другие ждут и теряют время. На горизонте - зима, а вместе с ней новый этап испытаний для всей логистической цепочки.