На фоне многокилометровых пробок на границе РФ–Казахстан Владимир Путин открыто заявил о борьбе с «чёрным импортом» и пообещал: до конца 2025 года очередь расчистят, а с 2026 года фуры без полного пакета документов просто не пустят, вплоть до конфискации товара. ФТС подтвердила: по Указу №778 границу уже пересекло 3389 грузовиков, но это лишь временная «упрощённая схема» — переход к жёсткому контролю. Карго-рынок реагирует паникой, задержками и отказами от приёмки.
На пресс-конференции в Бишкеке президент РФ объяснил причину многокилометровых пробок на границе с Казахстаном: по его поручению начали выборочные проверки фур — и выяснилось, что «значительное количество» грузов пересекает границу вообще без документов.
«Это чёрный импорт. Бюджет недополучает десятки миллиардов рублей.»
— Владимир Путин
Путин также подчеркнул:
По сути в этих комментариях кроется ответ для всех тех, кто задавался вопросом о судьбе карго после Указа Президента 778, никакого продления, только конфискация нелегальных товаров.
ФТС России опубликовала обновлённые данные: по Указу Президента №778 на сегодняшний день российско-казахстанскую границу пересекло 3389 грузовиков с товарами.
«Российская газета» приводит комментарий эксперта:
«Упрощённая схема — временная. Это не послабление, а переходный этап перед полноценным жёстким контролем в 2026 году.»
— эксперт «РГ»
Это означает, что груз пускают только при наличии хотя бы минимального комплекта документов. По сути, это «фильтр», а не смягчение.
Раньше отсутствие документов было «особенностью рынка». Теперь это причина задержки, разворота или конфискации груза.
По собранным перепискам:
Причины: очередь, досмотры, проверка документов, переход на «ручной режим».
Цены уже начали поднимать, так как в ставку включают простои, риски и дополнительные платежи.
Всё больше компаний переходят на:
«Нам сказали: без документов фура не поедет. Хоть минимальный пакет — иначе ждите разворота.»
— участник переписки
«Карго в Китае пустует. Приём заморожен. Сказали: пока риски не уберут, никто не будет ничего принимать.»
— поставщик в Китае
«Мы возили серым 4 года. Первый раз вижу, чтобы фуры разворачивали обратно в Китай.»
— крупный селлер
«Ставки на серое карго растут, сроки растут, а гарантий — ноль. Такое ощущение, что рынок сам намекает: хватит.»
— логистический оператор
Президент это сказал открыто: без документов фуру не пустят. Не важно, откуда — Казахстан, Узбекистан, Беларусь или ДВ.
Оно не умрёт, но трансформируется в «полубелый» или полностью белый сегмент.
В 2025 уже появляются письма счастья с вопросами о происхождении товара. В 2026 это будет нормой.
Переход к Честному Знаку, прослеживаемости, документам — неизбежен.
«Эра серого карго как дешёвой дороги закончилась. Началась эра документов.»
— редакционный вывод
Коротко и ясно о том, что ждет карго в ближайшее время.