По официальным данным, по состоянию на утро 1 декабря границу по Указу Президента №778 пересекли уже 3549 фур, до окончания «льготного окна» осталось 9 дней. Логисты говорят о «стабильном движении белых грузов», но в предпринимательских чатах по-прежнему обсуждают задержки старых партий, развороты машин и рост ставок. Серое карго балансирует между надеждой «успеть проскочить» и пониманием, что в 2026 году без документов шансов не останется.
Таможенные органы продолжают отчитываться о реализации Указа Президента РФ №778: по состоянию на утро 1 декабря через казахстанский участок границы в Россию уже въехали 3549 автомобилей с товарами. До окончания срока действия временного порядка остаётся 9 дней.
Представители рынка, которые работают с «белой» логистикой, описывают ситуацию куда спокойнее, чем участники карго-чатов. Один из логистов в комментарии для медиа формулирует настрой так:
«На сегодняшний день ситуация в пунктах пропуска между Казахстаном и Российской Федерацией остаётся стабильной. Мы наблюдаем незначительное увеличение задержек на ключевых пунктах пропуска из-за сезонного увеличения потока перед зимним периодом. Что же касается “белых” грузов, они стабильно движутся по данному направлению».
— директор по логистике одной из транспортных компаний
В переводе на язык селлера это значит простую вещь: если у вас полный комплект документов, фура с высокой вероятностью пройдёт. Если документов нет или они «условные», вы превращаетесь в статистику задержек, досмотров и разворотов.
Предпринимательские чаты на 2 декабря делятся примерно на две категории: те, кто уже получил свои сентябрьско-октябрьские партии, и те, кто только читает чужие счастливые сообщения.
«У одних КЗ от сентября пришёл, у других такие же даты разворачивают обратно. Везут белым — едут, везут серым — сидим и гадаем, что там на границе решили».
— участник предпринимательского чата
Общий эмоциональный фон: усталость от неопределённости и переход от «ждём чуда» к более прагматичному вопросу: «что можно успеть сделать за оставшиеся 9 дней окна и как жить дальше в 2026 году».
С точки зрения экономики карго-доставки начало декабря почти не оставляет иллюзий: дешёвого и быстрого больше нет. Селлеры в чатах описывают следующую картину:
«Серое уже не дешёвое. По факту платим как за белое, только без гарантий. Либо доплачиваешь за каждый чих, либо сидишь и читаешь новости про указ и ФТС».
— селлер о текущих тарифах
На этом фоне всё больше предпринимателей либо ставят закупки на паузу, либо переводят часть ассортимента в белые схемы, используя TIR и ВЭД-операторов хотя бы под ключевые позиции.
Формально до окончания действия временного порядка по Указу №778 остаётся чуть больше недели. Это создаёт иллюзию «последнего шанса» для тех, кто надеется проскочить. На практике важно понимать несколько моментов:
«Хочется ещё одну партию закинуть “на удачу”, но голова уже понимает, что это может быть ещё один 3-месячный квест. Лучше дожать старое и заняться документами».
— участник логистического чата
Если кратко: 2 декабря — это уже не время для азартных ставок на серое карго. Это время, когда имеет смысл трезво посчитать, какие партии ещё можно спасти, а какие проще списать в опыт, и чем вы будете возить в 2026 году.
На фоне Указа №778, ужесточения контроля и обсуждений будущих цифровых систем (СПОТ, закон о платформах) будущее рынка вырисовывается довольно чётко:
«Раньше главная задача была найти подешевле карго. Сейчас главная задача — понять, как вообще жить в 2026 году, когда без доков не пустят уже на въезде».
— селлер о смене приоритетов
Поэтому разумная стратегия на 2 декабря выглядит так: максимально прозрачно доиграть 2025 год и использовать этот месяц как стартовую площадку для белой или хотя бы гибридной модели в 2026-м.
Коротко и ясно о том, что ждет карго в ближайшее время.