После почти двух месяцев простоя на границе Казахстана и России движение действительно началось. Первые машины прошли по Указу №778 и направлены на склады временного хранения. Но радость смешана с тревогой — каждый случай уникален, а информации по-прежнему не хватает.
Утром 31 октября в логистических чатах появилась редкая для последних недель хорошая новость — первые девять фур всё-таки прошли в Россию. По словам водителей, машины были уведены на СВХ под Самарой, где их начали оформлять по новому порядку.
«Это не карго — это водитель фуры с границы. 9 увезли на СВХ и, якобы, все вышли. Он сказал, что сегодня ещё 30 с чем-то уехали.»
— посредник
«Интересно, сколько фур вышли? Там же тысячи стоят. Но хоть какая-то хорошая новость.»
— предприниматель, торгующий с Китаем
Такое движение впервые за долгое время вселило оптимизм: даже скептики признали, что процесс запущен. Однако никто не понимает, что будет дальше и как отбирают машины для пропуска.
На складах временного хранения — ажиотаж и неразбериха. Часть машин выгружена, часть ждёт оформления. ФТС подтверждает, что первые декларации поданы и выпущены, но в реальности всё идёт медленнее.
«Стоят машины с отправкой из КЗ на досмотр: часть выгрузили на СВХ и отпустили тягачи. 10-е число от 17 октября — на СВХ, без движения.»
— предприниматель, участник чата
Согласно уведомлению одной из компаний, все грузы направляются на СВХ под сопровождением ФТС, где проводится полное оформление с уплатой пошлин и НДС. Компании предупреждают клиентов: до 10 декабря все машины должны успеть пройти процедуру.
«На СВХ заехало 9 фур под сопровождением ФТС, сегодня — ещё 35, и ежедневно количество растёт. Часть тех, что первыми заехали, уже утром выехали в сторону Москвы.»
— один из очевидцев
Главная тема дня — доплаты за прохождение СВХ. Несколько китайских и российских компаний уведомили клиентов, что теперь к базовой ставке добавляются $2–4 за килограмм. Формально это сборы за растаможку, пошлины и НДС. Но часть предпринимателей узнала о доплатах только из чатов, а не от своих логистов.
«Почему нам не предлагают доплатить? Я писала главному — у него нет информации. Он вообще что-то делает?»
— предприниматель, заказавший груз в августе
«Моему другу в их карго сказали, что нужно доплатить. Информация только по его грузу, мой — от августа — до сих пор без движения. Но я думаю, все давно согласны доплатить, лишь бы забрать свой товар.»
— продавец маркетплейсов
Некоторые компании официально подтвердили повышение тарифов:
«Для хозяйственных товаров и одежды — прибавка $2,5, для смешанных грузов — $3, для обуви — $3,5 за кг. Все грузы должны прибыть до 10 декабря согласно указу Президента РФ.»
— сообщение от одного из перевозчиков
В то же время другие перевозчики заявляют, что пока не торопятся брать деньги: ждут уточнений от брокеров и пытаются снизить ставки через переговоры.
«Наше карго не хочет брать деньги заранее — говорит, что сумма пока не определена. Хотят договориться с брокерами, чтобы снизить тарифы.»
— участник чата логистов
Практически все предприниматели жалуются на информационный вакуум. Боты компаний продолжают «отправлять уведомления», но клиенты не видят реального движения своих грузов. Многих раздражает, что в официальных чатах карго царит тишина, а ответы приходят спустя дни.
«Бот пишет, что всё движется, но ни одной фотографии, ни трека. Пишем — никто не отвечает. Такое ощущение, что новости узнаём только из слухов.»
— предприниматель, владелец интернет-магазина
Даже карго-компании признают, что коммуникация даётся тяжело: поток запросов от клиентов исчисляется сотнями в день. Некоторые реагируют с иронией:
«Сообщается, что у водителей фур отличное настроение и они надеются, что всё это закончится.»
— сообщение компании SilkWayChina
На 31 октября 2025 года движение действительно началось. Единичные фуры прошли оформление по Указу №778, но до стабильной схемы далеко. Система СВХ заработала, но перегружена. Компании просят клиентов готовиться к доплатам, предприниматели — к длительным срокам, а рынок — к новой реальности: ввоз теперь будет «в белую», и дешевле уже не станет.
«Первые пошли. Остальные ждут. Теперь главное — чтобы процесс не остановился.»
— итоговая реплика одного из перевозчиков