Аналитика для бизнеса и перевозчиков: что меняется на российско-казахстанской границе, какие обязанности у участников и к чему готовиться в ближайшие недели.
До 10 декабря 2025 российским юрлицам разрешён ввоз товаров из Казахстана и Киргизии без полного пакета подтверждающих документов при условии, что груз будет доставлен на склад временного хранения (СВХ) в РФ и далее задекларирован и промаркирован.
1. Иметь у водителя письменное уведомление от российского получателя о готовности принять и оформить товар.
2. Доставить груз строго до указанного СВХ; возможен контроль и сопровождение со стороны ФТС.
3. Соблюдать маршрут и правила выгрузки — несанкционированные операции повышают риск задержания и штрафов.
«Фактически теперь каждая машина должна иметь “адрес ожидания”. Иначе — возврат или изъятие».
Комментарий участников рынка
1. Довезти груз до СВХ и обеспечить декларирование в установленный срок.
2. Передать в Минпромторг сведения о компании (ИНН, ОПФ и т. д.) по требованию нормативных актов.
3. Провести маркировку («Честный знак» и иные обязательные требования) либо нанести обязательную информацию для ввода в оборот.
Льготы не распространяются на чувствительные категории (обобщённо):
1. Пищевые и сельхозтовары (животные, мясо, молоко, зерно, масла, напитки, табак).
2. Фармацевтика и химия (лекарства, отдельные реагенты/соединения).
3. Электроника и оборудование связи (отдельные виды микросхем, радиомодулей, оптики).
4. Авиадетали, навигация, оптика/медицина (отдельные позиции по перечням).
5. Наркотические, психотропные и сильнодействующие вещества и их прекурсоры.
Практически это означает, что «временный коридор» применим прежде всего к товарам лёгкой промышленности, части стройматериалов, мебели и некритичной номенклатуре для розницы и маркетплейсов.
Документ отвечает на логистический кризис осени 2025: позволяет вывести застрявшие грузы, не отменяя декларирование, а переводя его на этап после въезда в РФ. Одновременно формируется новая дисциплина поставок: въезд только под адресного получателя и с последующей полной легализацией.
«Иначе катаются туда-сюда» — прокомментировал Владимир Путин ввоз грузов без адресных получений на встрече с главой ФТС России Валерием Пикалёвым.
Из обсуждения результатов работы ФТС России
«Места не хватит на СВХ разместить столько фур. Даже если заедут — высок риск, что “зависнут”. Предприниматели оплатят доставку, простой, затем доплатят 20 % НДС, пошлины, сертификацию и маркировку — груз становится “золотым”, в разы дороже. Для малых это может быть экономически невыносимо».
Эксперт CargoRaptor
«Если говорить про Казахстан и СВХ, то требования нового указа физически невыполнимы. Нет такого количества складов, нет нужного числа специалистов, которые смогут принять, оформить и промаркировать столько партий. Особенно если учесть, что едут и юрлица, и обычные физики со своими заказами — их просто некуда будет размещать».
— эксперт CargoRaptor
«Представить, что все селлеры приедут на склады, начнут вручную оформлять документы, платить пошлины, разбираться в маркировке — нереально. Для этого в России даже не хватит специалистов, которые объяснят, как всё это делается».
— эксперт CargoRaptor
«На Дальнем Востоке логистика идёт, но очень медленно. Наступила зима — часть машин даже не переобута. Сроки становятся запредельными, а правила всё жёстче: запрещённые бренды не проходят, товары нельзя смешивать, всё нужно вести раздельно. Теперь минимальный объём — от 50–100 кг, в зависимости от категории».
— эксперт CargoRaptor
«Сейчас Дальний восток по сути единственный маршрут, где есть хотя бы какие-то подвижки. Сценарии есть разные, от обычных авто до TIR с высокими ограничениями, но они есть и сейчас спасают ситуацию.
— эксперт CargoRaptor
«Рынок будет перестраиваться. Раньше многие везли “пробные” партии — посмотреть, пойдёт товар или нет. Теперь это невозможно. Придётся собирать крупные объёмы, и это означает: кредит, долгая оборотка, высокая нагрузка на малый бизнес».
— эксперт CargoRaptor
«Для малого бизнеса текущая ситуация — серьёзный удар. Многие работают “от партии до партии”: продали одну, оплатили следующую, живут на остатке. Теперь, чтобы везти в белую, придётся вытаскивать все накопленные деньги или брать кредит. Сроки вырастут с привычных 15–20 дней до двух-трёх месяцев — пока всё согласуют, сертифицируют и оформят».
— эксперт CargoRaptor
«Возить по чуть-чуть в белую не получится. Придётся собирать партии на несколько месяцев вперёд. Но это означает большие вложения и долгий возврат денег. Старый формат “каждый месяц новая партия” — уходит в прошлое».
— эксперт CargoRaptor
«Если кто-то решит платить только за товар в белую, а ввозить карго — вопросы к таким схемам появятся очень быстро. Когда заработает система СПОТ, придётся заранее подтверждать, что товар ожидается, — без этого границу не пересечёшь. Так что смешанных схем, скорее всего, просто не останется».
— эксперт CargoRaptor
1. Адресный получатель обязателен — въезд без подтверждения ждать товар невозможно.
2. Полная легализация неизбежна — декларирование, НДС/пошлины, маркировка, прослеживаемость.
3. Роль брокеров растёт — ускоренное оформление и снижение рисков при корректных документах.
4. СПОТ с 2026 года закрепит практику: фура не пересечёт границу без подтверждения «ожидания товара» российским резидентом.
Что делать импортёрам: проверить номенклатуру на экономику «в белую» (пошлины/НДС/сертификация/маркировка); консолидировать партии; готовить комплект документов и брони СВХ; держать связь с брокером и фиксировать сроки.
Коротко: указ даёт передышку для разблокировки поставок, но курс однозначный — только «белый» импорт с адресным получателем и полной прослеживаемостью.
Продолжать пользоваться TIR доставкой (по зеленому коридору), с рядом ограничений и минимальным весом от 500 кг. на SKU.