Ситуация с карго-доставкой из Китая достигла нового пика кризиса. Пока по данным ФТС в Россию въехало уже 2367 фур по Указу Президента № 778, на Дальнем Востоке образовался коллапс: тысячи грузов неделями лежат на складах временного хранения под открытым небом в ожидании машин для распределения по регионам.
Склады временного хранения в ключевых логистических хабах Дальнего Востока, такие как в Уссурийске и Забайкальске, физически переполнены. Из-за острого дефицита автомобильного транспорта контейнеры и паллеты с товарами неделями хранятся на открытых площадках, без соблюдения температурного режима и защиты от осадков.
«Мы ждём машину уже 30 дней. Груз — электроника для маркетплейса, лежит под брезентом прямо на земле. Риск повреждения — колоссальный, но вариантов просто нет»
— участник логистического чата
Параллельно с логистическим коллапсом, с начала ноября на границе идут усиленные проверки Федеральной таможенной службы. Каждая фура проходит тщательный досмотр со сверкой кодов ТН ВЭД и сопроводительных документов.
«Раньше оформление занимало день-два. Сейчас — две недели минимум. Таможня работает в режиме тотального контроля, и это главный тормоз всей системы»
— участник логистического чата
В условиях полной непредсказуемости всё больше карго-компаний официально приостанавливают приём новых заказов на декабрь.
«Мы не можем брать на себя обязательства перед клиентами, когда не понимаем, что будет после 10 декабря. Ситуация меняется ежедневно, и мы не хотим нести репутационные и финансовые потери»
— глава одной из крупных логистических компаний
Этот шаг оставляет тысячи малых предпринимателей без возможности закупать товар к новогоднему сезону.
Задержки грузов на СВХ и на границе приводят к прямым финансовым потерям:
«Мой товар должен был быть продан ещё три недели назад. Сейчас он где-то под снегом в Уссурийске. Я несу убытки в сотни тысяч рублей, и конца этому не видно»
— участник одного из логистических чатов
ФТС отчитывается об успешной работе Указа Президента № 778: 2 367 фур с товарами въехали в Россию через казахстанскую границу. Однако на практике этот механизм лишь ненадолго разблокировал поток, но не решил системных проблем.
Весь этот объём грузов теперь требует оформления на СВХ, усугубляя и без того критическую ситуацию с логистикой внутри страны.
Приближающаяся дата 10 декабря 2025 года напрягает весь рынок. Истечение срока действия Указа № 778 возвращает неопределённость в чистом виде.
1. Продление указа
Наиболее оптимистичный, но маловероятный сценарий, учитывая жёсткий курс ФТС на «обеление» импорта.
2. Полный переход на «белые» схемы
С 11 декабря въезд будет возможен только при полном соблюдении всех требований ЕАЭС и с подтверждением через систему СПОТ.
Это парализует остатки потоков.
3. Введение нового временного регламента
Возможно, правительство предложит новый документ, но с ещё более жёсткими условиями.
«Никто не знает, что будет после 10 декабря. Вся отрасль замерла в ожидании. Мы готовимся к худшему — к полной остановке карго-поставок через Казахстан»
— эксперт по ВЭД
Рынок карго-перевозок находится в системном тупике. Официальная статистика ФТС не отражает реальной картины хаоса на местах. Дефицит машин, забитые под открытым небом СВХ, тотальные проверки и законодательная неопределённость формируют идеальный шторм, который может окончательно похоронить старую модель карго-импорта. Предпринимателям остается лишь следить за новостями и пытаться спасти то, что еще можно спасти.
«Мы можем лишь посоветовать переходить на полностью белую, легальную доставку и будем рады помочь с этим.»
— эксперт CargoRaptor